Четверг
02.05.2024
12:34
Категории раздела
Методическая литература [11]
Здесь много полезной информации
История [23]
здесь собираются исторические источники.
Великая Отечественная... [9]
Дидактические материалы [7]
Самообразование [6]
Что можно почитать учителю для повышения квалификации
Очень хорошие книги [8]
презентации [5]
Контркультура [4]
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 230
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ИсЧО! История.Человек. Общество.
Главная » Файлы » История

Мартин Лютер. 95 тезисов.
[ Скачать с сервера (48.6 Kb) ] 01.03.2012, 21:54

МАРТИН ЛЮТЕР. ОТ СПОРА ОБ ОТПУЩЕНИЯХ ДО ЛЕЙПЦИГСКОГО ДИСПУТА (1517-1519)

95 ТЕЗИСОВ

Средневековое Таинство Покаяния давало кающемуся грешнику т. н. "Absolution" —
имеющее законную силу прощение его грехов перед Богом. Грешник мог быть уверенным в том, что его смертные грехи погашены, что ожидающие его за них вечные наказания в аду отменены. Но при этом делалась существенная оговорка: грешнику прощалась его вина перед Богом, но от церковных наказаний он не освобождался. Временные наказания (к которым относили также чистилище) не отменялись "Absolution"; они должны были быть искуплены налагавшейся духовником епитимьей, которая включала в себя посты, раздачу пожертвований, паломничества [и т. д.]. Неудивительно, что грешник легко воспринимал вечные наказания, налагавшиеся на него за смертные грехи, и, напротив, с глубокой озабоченностью относился к временным наказаниям и следующей за ними епитимьи, которая могла длиться годами. Отодвигая в сторону заповедь Божию, Его прощение грехов, и ставя свою собственную волю рядом с волей Божией, Церковь, по логике вещей, должна была бы сделать следующий шаг для оправдания своего господства: с одной стороны, соответственно своим притязаниям, неукоснительно утверждать строгость своих законов, а, с другой стороны, человеку, который хотел выполнять их, идти навстречу в такой степени, чтобы он смог их выполнить.

Многолетние посты, затворничество, паломничества в отдаленные места, а к тому же еще и перспектива искупления в чистилище не искупленных [в земной жизни] грехов — нельзя ли заменить всё это чем-то попроще? Не только верующие, но и руководство Церкви пришло к мысли о замене тяжелых, обременительных дел епитимьи полезными для Церкви делами. Кто помогал строить церковь, освобождался, по меньшей мере, от части наказаний, налагавшихся во время исповеди; кто отправлялся в крестовый поход, получал для удовлетворения совести полное отпущение. Какое облегчение для грешников! Наказания чистилища упразднялись отпущением грехов; и если грешник выполнял полностью или частично [доброе] дело для удовлетворения совести, то от временных наказаний, включая очистительные наказания чистилища, он освобождался! Но, конечно, всё могло быть еще проще. Участие в крестовом походе — личное дело. Но разве нельзя сделать так, чтобы вместо одного человека в крестовый поход отправился другой? Разве нельзя эту замену одного человека другим превратить в "вещную" замену и возместить неучастие в крестовом походе деньгами? [Разумеется, да]. Так часто делалось и делается в мире. Уже в XII в. папство стало прибегать к такому решению; отпущение грехов начинало становиться для Рима источником пополнения казны. А когда отпущения стали товаром, то нетрудно было додуматься до того, чтобы повсеместно выставить их на продажу. Уже не было необходимости в том, чтобы верующие; как во время введения в 1300 г. т. н. юбилейного отпущения, совершали паломничество в Рим и там на протяжении пятнадцати дней посещали могилы Апостолов. Нет, отпущения достав­лялись странствующими торговцами прямо на дом и продавались то там, то здесь; "святая торговля", как называли церковники распространение отпущений, процветала. А Церковь пошла еще дальше навстречу настоятельным потребностям народа в отмене наказаний; ведь испытывавшие мучительный страх перед чистилищем всё еще зависели от нерегулярного появления торговца отпущениями. Чтобы [люди] могли достичь высшей степени уверенности [в своем освобождении от наказаний], отпущение должно было быть в любое время в их распоряжении; нужно было запастись им впрок и держать его в доме, как резерв, на все случаи. Поэтому папство, учитывая и это стремление [верующих] к обретению уверенности [в спасении], стало предлагать вначале избранным, а затем и каждому "Разрешительные грамоты" и позволило продавать их в соответствии с определенной таксой. "Разрешительная грамота" выдавалась на имя владельца и предоставляла ему право исповедоваться перед любым священником, а последний был обязан давать обладателю этого небесного чека полное отпущение грехов: один раз, когда тот был в добром здравии, и один раз (впоследствии — всегда), когда ему угрожала смерть.

Но не хватало еще одного. Да, здравствующие страховались от любого наказания в чистилище и в аду. Но разве мертвые должны были быть лишены такой милости? Когда после долгих колебаний папа в 1476 г. наконец ввел отпущения для бедных душ [в чистилище], то никакого пути назад больше не оставалось. Деньги потекли [в папскую казну] потоками, грамоты об отпущении шли в народе нарасхват. Ну кто же не хотел помочь бедным душам [своих близких] освободиться из чистилища?

Так отпущения стали ярчайшим свидетельством обмирщения Церкви. Продажа Божьей милости на рынке была венцом системы оправдания посредством дел. Использовав естественное стремление благочестивых людей к получению гарантий [своего спасения], а также семейную взаимовыручку, которая проявлялась и по отношению к ушедшим из этой жизни; одержимая корыстолюбием, страстью к накоплению церковного имущества, Церковь предала Евангелие. И этим она обеспечила себе свое земное существование, власть и влияние, богатство и почести.

С некоторого времени практика отпущений вызывала у Лютера сомнения. Из практики Исповеди он знал, что отпущение понимается и проявляет себя как освобождение от любого греха. И вдруг бесчинство [с отпущением грехов] стало твориться совсем близко [от Виттенберга]! Правда, курфюрст Фридрих запретил распространять в своей земле отпущения, [средства от продажи которых предназначались] для строительства собора Св. Петра в Риме, но по ту сторону [курфюршества Саксонского], в [епископстве] Магдебургском, поднял шум распространитель индульгенций Иоганн Тецель и, как базарный шарлатан, предлагал свой товар. Жители Виттенберга устремились в расположенные сразу же за границей [курфюршества Саксонского] городки Ютербок и Цербст, и Лютеру довелось из уст своих отличавшихся дурным нравом прихожан выслушивать восхваления дешевой милости. Прихожане также приводили множество ужасных высказываний Тецеля. Лютер с трудом мог себе представить, что подобные вещи [можно проповедовать] (1). Но его ожидало и худшее. Осенью, когда шум, вызванный Тецелем, давно уже затих, в руки Лютера попала украшенная гербом магдебургского архиепископа книжечка-инструкция для проповедников отпущений (1), где он обнаружил некоторые, провозглашаемые уже от имени епископа, положения, которые проповедовал Тецель. С того времени Лютер не находил больше покоя: он должен, в соответствии со своей обязанностью послушания, написать архиепископу, он должен для предотвращения величайшего несчастья от всей души просить его оказать помощь (2).

1. Тецель проповедует отпущения


Категория: История | Добавил: Gvadelorca | Теги: Реформация, тезисы, Лютер
Просмотров: 707 | Загрузок: 55 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]