МАРТИН ЛЮТЕР. ОТ СПОРА ОБ ОТПУЩЕНИЯХ ДО
ЛЕЙПЦИГСКОГО ДИСПУТА (1517-1519)
95 ТЕЗИСОВ
Средневековое Таинство Покаяния давало кающемуся
грешнику т. н. "Absolution"
—
имеющее законную силу прощение его грехов перед Богом. Грешник мог быть
уверенным в том, что его смертные грехи погашены, что ожидающие его за них
вечные наказания в аду отменены. Но при этом делалась существенная оговорка:
грешнику прощалась его вина перед Богом, но от церковных наказаний он не
освобождался. Временные наказания (к которым относили также чистилище) не
отменялись "Absolution"; они должны были
быть искуплены налагавшейся духовником епитимьей, которая включала в себя
посты, раздачу пожертвований, паломничества [и т. д.]. Неудивительно, что
грешник легко воспринимал вечные наказания, налагавшиеся на него за смертные
грехи, и, напротив, с глубокой озабоченностью относился к временным наказаниям
и следующей за ними епитимьи, которая могла длиться годами. Отодвигая в сторону
заповедь Божию, Его прощение грехов, и ставя свою собственную волю рядом с
волей Божией, Церковь, по логике вещей, должна была бы сделать следующий шаг
для оправдания своего господства: с одной стороны, соответственно своим
притязаниям, неукоснительно утверждать строгость своих законов, а, с другой
стороны, человеку, который хотел выполнять их, идти навстречу в такой степени,
чтобы он смог их выполнить.
Многолетние посты, затворничество, паломничества в
отдаленные места, а к тому же еще и перспектива искупления в чистилище не
искупленных [в земной жизни] грехов — нельзя ли заменить всё это чем-то
попроще? Не только верующие, но и руководство Церкви пришло к мысли о замене
тяжелых, обременительных дел епитимьи полезными для Церкви делами. Кто помогал
строить церковь, освобождался, по меньшей мере, от части наказаний, налагавшихся
во время исповеди; кто отправлялся в крестовый поход, получал для
удовлетворения совести полное отпущение. Какое облегчение для грешников!
Наказания чистилища упразднялись отпущением грехов; и если грешник выполнял
полностью или частично [доброе] дело для удовлетворения совести, то от
временных наказаний, включая очистительные наказания чистилища, он
освобождался! Но, конечно, всё могло быть еще проще. Участие в крестовом походе
— личное дело. Но разве нельзя сделать так, чтобы вместо одного человека в
крестовый поход отправился другой? Разве нельзя эту замену одного человека
другим превратить в "вещную" замену и возместить неучастие в
крестовом походе деньгами? [Разумеется, да]. Так часто делалось и делается в
мире. Уже в XII в. папство стало прибегать к такому решению; отпущение грехов
начинало становиться для Рима источником пополнения казны. А когда отпущения
стали товаром, то нетрудно было додуматься до того, чтобы повсеместно выставить
их на продажу. Уже не было необходимости в том, чтобы верующие; как во время
введения в 1300 г. т. н. юбилейного отпущения, совершали паломничество в Рим и
там на протяжении пятнадцати дней посещали могилы Апостолов. Нет, отпущения
доставлялись странствующими торговцами прямо на дом и продавались то там, то здесь;
"святая торговля", как называли церковники распространение отпущений,
процветала. А Церковь пошла еще дальше навстречу настоятельным потребностям
народа в отмене наказаний; ведь испытывавшие мучительный страх перед чистилищем
всё еще зависели от нерегулярного появления торговца отпущениями. Чтобы [люди]
могли достичь высшей степени уверенности [в своем освобождении от наказаний],
отпущение должно было быть в любое время в их распоряжении; нужно было
запастись им впрок и держать его в доме, как резерв, на все случаи. Поэтому
папство, учитывая и это стремление [верующих] к обретению уверенности [в
спасении], стало предлагать вначале избранным, а затем и каждому
"Разрешительные грамоты" и позволило продавать их в соответствии с
определенной таксой. "Разрешительная грамота" выдавалась на имя
владельца и предоставляла ему право исповедоваться перед любым священником, а
последний был обязан давать обладателю этого небесного чека полное отпущение
грехов: один раз, когда тот был в добром здравии, и один раз (впоследствии —
всегда), когда ему угрожала смерть.
Но не хватало еще одного. Да, здравствующие
страховались от любого наказания в чистилище и в аду. Но разве мертвые должны
были быть лишены такой милости? Когда после долгих колебаний папа в 1476 г.
наконец ввел отпущения для бедных душ [в чистилище], то никакого пути назад
больше не оставалось. Деньги потекли [в папскую казну] потоками, грамоты об
отпущении шли в народе нарасхват. Ну кто же не хотел помочь бедным душам [своих
близких] освободиться из чистилища?
Так отпущения стали ярчайшим свидетельством обмирщения
Церкви. Продажа Божьей милости на рынке была венцом системы оправдания
посредством дел. Использовав естественное стремление благочестивых людей к
получению гарантий [своего спасения], а также семейную взаимовыручку, которая
проявлялась и по отношению к ушедшим из этой жизни; одержимая корыстолюбием,
страстью к накоплению церковного имущества, Церковь предала Евангелие. И этим
она обеспечила себе свое земное существование, власть и влияние, богатство и
почести.
С некоторого времени практика отпущений вызывала у
Лютера сомнения. Из практики Исповеди он знал, что отпущение понимается и
проявляет себя как освобождение от любого греха. И вдруг бесчинство [с
отпущением грехов] стало твориться совсем близко [от Виттенберга]! Правда,
курфюрст Фридрих запретил распространять в своей земле отпущения, [средства от
продажи которых предназначались] для строительства собора Св. Петра в Риме, но
по ту сторону [курфюршества Саксонского], в [епископстве] Магдебургском, поднял
шум распространитель индульгенций Иоганн Тецель и, как базарный шарлатан,
предлагал свой товар. Жители Виттенберга устремились в расположенные сразу же
за границей [курфюршества Саксонского] городки Ютербок и Цербст, и Лютеру
довелось из уст своих отличавшихся дурным нравом прихожан выслушивать
восхваления дешевой милости. Прихожане также приводили множество ужасных
высказываний Тецеля. Лютер с трудом мог себе представить, что подобные вещи
[можно проповедовать] (1). Но его
ожидало и худшее. Осенью, когда шум, вызванный Тецелем, давно уже затих, в руки
Лютера попала украшенная гербом магдебургского архиепископа книжечка-инструкция
для проповедников отпущений (1), где он
обнаружил некоторые, провозглашаемые уже от имени епископа, положения, которые
проповедовал Тецель. С того времени Лютер не находил больше покоя: он должен, в
соответствии со своей обязанностью послушания, написать архиепископу, он должен
для предотвращения величайшего несчастья от всей души просить его оказать
помощь (2).
1.
Тецель проповедует отпущения
|