Христианское, полезное и необходимое предисловие и верное искреннее
увещевание д-ра Мартина Лютера, адресованное всем христианам, особенно же всем
пасторам и проповедникам, — в том, чтобы они ежедневно упражнялись в
катехизисе, который является кратким изложением всего христианского учения, а
также [чтобы они] изучали его.
- У нас есть очень веские
основания для того, чтобы постоянно говорить о катехизисе [в проповедях],
а также настоятельно побуждать всех остальных к изучению его, поскольку мы
видим, к нашему сожалению, что многие пасторы и проповедники весьма
пренебрежительно относятся к этому и нерадивы как в своем служении, так и
в этом учении. Некоторые не делают этого от большого "мастерства” [занимая
свой разум, как они воображают, более высокими материями], другие же — от
того, что исключительно ленивы и заботятся лишь о своем чреве, относясь к
этому делу так, словно они являются пасторами и проповедниками лишь ради
[наполнения] собственного брюха, и словно они не должны делать ничего, но
лишь, покуда живы, получать свои жалованья, как это бывало с ними под
властью папства.
- И хотя теперь у них есть
все, чему им следует проповедовать и чему учить, представленное столь
изобильно, ясно и просто во многих [превосходных и] полезных книгах и
истинных Sermons per se loquentes, Dormi secure, Paratos et Thesauros,
как их называли в прежние времена, однако они не столь благочестивы и
честны, чтобы покупать эти книги, или, — даже когда они их имеют, — чтобы
заглядывать в них или их читать. Увы! Они являются позорными обжорами и
рабами собственного чрева, и им следовало бы скорее быть свинопасами или псарями,
чем попечителями душ и пасторами.
- И теперь, когда они
избавлены от бесполезных и утомительных бормотаний и чтений семи
канонических часов, вместо этого они могли бы прочесть хоть страничку или
две из катехизиса, молитвенника, Нового Завета или из другой части Библии
и помолиться молитвой "Отче наш” за себя и за своих прихожан так, чтобы
они могли воздать честь и благодарение Евангелию, которым они были
избавлены от многочисленных бремен и скорбей, и чтобы они могли хоть
немного устыдиться того, что они как свиньи и псы не оставили от Евангелия
ничего, кроме праздной, пагубной, позорной, плотской свободы!
- Ибо, увы, простые люди
относятся к Евангелию слишком легкомысленно, и мы не добились никаких
особых успехов, хотя стараемся весьма усердно. И каковы же тогда будут
наши достижения, если мы будем столь же нерадивы и ленивы, как во времена
папства?
- К тому добавляется позорный
порок и тайная скверна самодовольства и пресыщенности, [и это проявляется
в том, что] многие считают катехизис скудным и примитивным учением,
которое они могут однажды прочесть, сразу же познать, а затем швырнуть
книгу в угол. По сути, они даже стыдятся ее перечитывать.
- И даже среди знати можно
найти таких дикарей и скряг, которые утверждают, что нет никакой нужды
более в пасторах и проповедниках, что у нас, дескать, все изложено в
книгах, и что каждый может запросто изучить это самостоятельно. И, таким
образом, они живут самодовольно, позволяя приходам все больше пустеть и
приходить в упадок, а пасторам и проповедникам – страдать от нужды и
голода, что становится все более свойственно безрассудным немцам. Ибо у
нас, немцев, такой уж неблагодарный народ, и мы должны его терпеть.
- Но о себе скажу так: я тоже
доктор и проповедник, не менее ученый и многоопытный, чем и все те, кто
имеют такое самодовольство и безмятежность. И все же я поступаю как
ребенок, которого обучают катехизису, и каждое утро, а также всякий раз
когда у меня есть время, я читаю и декламирую слово за словом Десять
Заповедей, Символ Веры, молитву "Отче наш”, Псалмы и т.п.
- Я до сих пор читаю и изучаю
это повседневно, и, несмотря на это, я все же не могу овладеть этим в
такой степени, как мне хотелось бы, но чувствую себя дитем и вынужден
оставаться учеником катехизиса, да и рад оставаться им. Однако эти
привереды хотели бы, прочтя [катехизис] один раз, сразу же стать докторами
выше всех докторов, все познать и ни в чем более не нуждаться. Ну что же,
это также является верным признаком того, что они презирают как свое
служение, так и души людей, да и Самого Бога с Его Словом также. Им не
грозит падение, — они уже все пали чрезвычайно низко, и им следовало бы
стать детьми, начав с изучения азбуки, которую, по их мнению, они давно
уже знают.
- И потому я умоляю этих
нерадивых толстобрюхов и самонадеянных святош поверить Бога ради, что они
воистину и действительно не столь уж образованны и отнюдь не являются
такими великими докторами, как они о себе вообразили. И [умоляю их]
никогда не полагать, будто они закончили изучение этого [этих разделов
катехизиса], или будто они знают это достаточно хорошо во всех отношениях,
хотя они и полагают, что знают его достаточно хорошо. Ибо, хотя они должны
знать и понимать все это в совершенстве (что, однако, невозможно в сей
жизни), все же существуют многочисленные благословения и плоды, которые им
еще предстоит обрести, если [они будут] ежедневно читать, осмысливать и
обсуждать это. И [это возможно потому, что] Святой Дух присутствует во
время таких чтений, повторений и размышлений, все более просвещая и
освящая, так что с каждым днем все это постигается лучше и с большей
благодарностью, как это и обещает Христос в Мат.(18:20): "Где двое или
трое собраны во имя Мое, там Я посреди них”.
- Кроме того, чтение Слова
Божия, обсуждение и осмысливание его – это чрезвычайно эффективная помощь
в противостоянии дьяволу, миру и плоти, а также порочным помыслам, как
сказано в Первом Псалме, — блажен тот человек, который размышляет о Законе
Божьем день и ночь. Несомненно, вы не найдете более сильного ладана или
какого-то иного "курения” против дьявола, чем постижение слов и заповедей
Божьих, обсуждение, восхваление и размышление о них. Ибо это воистину та
святая вода и то святое знамение, от которого он бежит и которым он может
быть изгнан.
- Итак, по одной только этой
причине вам следует с радостью читать, обсуждать, осмысливать и всячески
использовать эти вещи, если вы даже не имеете от них никакой иной пользы,
кроме изгнания дьявола и дьявольских помыслов. Ибо он не может слышать или
переносить Слова Божия. И Слово Божие — это вовсе не какой-то глупый лепет,
вроде повествования о Дитрихе фон Берне и т.п., — оно, как говорит Св.
Павел в Рим.(1:16), "есть сила Божия”. Да, действительно, это сила
Божия, которая причиняет дьяволу жгучую боль, а нам помогает, укрепляя и
утешая нас сверх всякой меры.
- Да и зачем говорить здесь
так много? Если бы я должен был перечислить всю пользу и все добрые плоды,
производимые Словом Божиим, то где бы я взял столько времени и бумаги,
чтобы изложить все это? Дьявола называют магистром тысячи искусств. Но как
же нам тогда назвать Слово Божие, изгоняющее прочь и полностью
уничтожающее этого "магистра тысячи искусств” со всеми его искусствами и
всею его силою? Вероятно, оно является магистром более чем ста тысяч
искусств.
- И станем ли мы
легкомысленно пренебрегать таким могуществом, такою пользою и силою, таким
добрым плодом, – особенно мы, называющие себя пасторами и проповедниками?
Если это так, то нас следует не только лишать пропитания, но изгонять
прочь, травить псами и забрасывать навозом, потому что мы не только
нуждаемся в Слове каждый день, — так же, как мы нуждаемся в хлебе
насущном, — но мы должны повседневно использовать его против ежедневных и
неослабевающих нападений и тайных поползновений дьявола, этого магистра
тысячи искусств.
- И если этого мало, чтобы
побудить нас читать катехизис ежедневно, то для этого должно быть
достаточно уже одной лишь заповеди Божией, данной нам во Второзаконии (6:6
и далее), где сказано, что мы должны всегда размышлять о Его
предписаниях, — "сидя в доме... и идя дорогою, и ложась и вставая”, и
что мы всегда должны иметь их перед глазами и в руках ["...И навяжи их в
знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими”].
Несомненно, Он выдвинул это требование не без цели, но зная об опасности,
которой мы подвергаемся и о нашей нужде, равно как и о постоянных яростных
нападках и дьявольских искушениях, Он хочет предупредить нас, а также
подготовить нас к ним и уберечь нас от них, как бы хорошим оснащением
[всеоружием] от огненных стрел и хорошим лекарством от пагубной заразы и
наваждения.
- Сколь же мы безумны,
бесчувственны и глупы, что будучи вынуждены жить среди столь сильных
врагов как эти демоны, мы тем не менее пренебрегаем нашим вооружением и
защитою, и слишком ленивы, чтобы обратить к ним свой взор или хотя бы
подумать о них!
- И что же еще делают эти
высокомерные святоши, не желающие ежедневно читать и изучать катехизис,
если не воображают себя более образованными чем Сам Бог с Его святыми,
Ангелами, [патриархами], пророками, Апостолами и всеми христианами? Ибо
если Сам Господь, не зная ничего лучшего для наставления, не стыдится
учить этим вещам ежедневно, продолжает всегда учить одному и тому же и не
предпринимает ничего нового или отличного от этого, и все святые не знают
ничего лучшего или отличного от этого для познания и не могут выучить это,
то разве мы лучше всех их, чтобы воображать, будто можем, однажды прочтя
или услыхав, познать все это и не иметь более нужды это читать и изучать,
будто можем в одночасье изучить то, чему Сам Бог никак не может научить,
хотя Он учит этому от начала и до конца мира, и все пророки вместе со
всеми святыми непрестанно изучали, но все равно оставались вечными
учениками и вынуждены по сей день ими оставаться?
- Ибо знающий Десять
Заповедей в совершенстве, непременно должен знать и все Писания, чтобы
всегда и во всем он мог советовать, помогать, утешать, судить и решать как
в духовных, так и в мирских делах, и значит он должен иметь право судить
обо всех учениях, сословиях, законах, и обо всем другом, что существует в
мире.
- И в самом деле, что представляет
собой вся Псалтырь, если не размышления и упражнения по первой Заповеди?
Но теперь я наверняка знаю, что эти нерадивые толстобрюхи и самонадеянные
духовные фанатики не понимают ни одного Псалма, не говоря уже обо всем
Писании. И все же они претендуют на то, что все знают, и пренебрегают
катехизисом, который является кратким изложением всех Святых Писаний.
- Посему я вновь умоляю всех
христиан, а особенно пасторов и проповедников, не становиться [не почитать
себя] докторами слишком поспешно и не воображать, будто они знают все (ибо
такое мнение, как [растянутое, но затем] севшее сукно [и как неправильные
весы], не дает верного представления о мере), — но чтобы они ежедневно
усердно упражнялись и непрестанно изучали все это. Более того, чтобы они усердно
остерегались ядовитой заразы тщеславия, но продолжали читать, изучать,
обдумывать и осмысливать это и не останавливались до тех пор, пока не
убедятся, что они довели этим изучением дьявола до смерти и стали
образованнее Самого Бога и всех Его святых.
- Если они будут проявлять
такое усердие, то я гарантирую им, – и они сами увидят, какие плоды они
обретут и сколь превосходных людей Бог соделает из них, так что, когда
придет время, они и сами признают, что чем дольше и чем больше они изучают
катехизис, тем меньше они его знают, и тем больше им остается познать. И
вот тогда, испытывая голод и жажду, они воистину будут получать
наслаждение от того, чего сейчас они не могут переносить из-за своей
пресыщенности. И да будет на это благоволение Божие! Аминь.
Скачайте и читайте дальше!
|