ЗАКОНЫ
ВАВИЛОНСКОГО ЦАРЯ ХАММУРАПИ
Черный столб из
базальта с текстом "Законов" был найден в 1901-1902 гг. французскими
археологами в Сузах (столице древнего Элама). Текст частично поврежден: часть
лицевой стороны столба была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с
"Законами" во время одного из своих набегов на Месопотамию и вывезли
в свою столицу, а эламский царь-победитель приказал стереть часть текста, чтобы
начертать на освободившемся месте победную надпись. В верхней части лицевой стороны
изображен сам Хаммурапи, молящийся "судье богов", покровителю
справедливости и солнечному богу Шамашу, который вручает ему законы. Вся
остальная часть столба была с обеих сторон заполнена клинописным текстом,
состоящим из трех частей: введения, собственно законов и заключения. Непрерывно
записанный текст законов условно делится исследователями на 282 первоначальные
статьи, из которых 35 были стерты, а 247 сохранились. Недостающие статьи
частично восстанавливаются по фрагментам копий "Законов", записанных
на глиняных табличках, которые были обнаружены в тех же Сузах и других местах,
особенно в знаменитой Ниневийской библиотеке Ашшурбанипала.
Для работы с
"Законами" необходимо составить себе предварительное представление об
эпохе Хаммурапи - так называемом Старовавилонском периоде (кон. XX - нач. XVI
вв. до н.э.). В XXI в. до н.э. на централизованное общемесопотамское
"царство Шумера и Аккада" обрушились кочевники-амореи, обитавшие
ранее в Сирийской степи. В итоге бурных политических событий изменились и
политические системы, и общественно-экономический строй древней Месопотамии, а
сама она к концу XIX в. оказалась разделена между несколькими крупными
царствами с аморейскими (в Эшнунне - аккадской) династиями во главе. Это были:
верхнемесопотамская держава Шамшиадада I1, Вавилонское царство2, царство
Эшнунны на Дияле и царство Ларсы на юге Нижней Месопотамии, от которых зависел
ряд более мелких политических образований. После распада первого из этих
государств на среднеевфратское царство Мари и верхнемесопотамско-среднетигрское
государство Субарту3 (ок.1780) гегемонию над всей Месопотамией на несколько лет
захватывают эламиты (ок.1770). Этой обстановкой воспользовался Хаммурапи, царь
Вавилона (1792-1750)4 - незаурядный государственный деятель и удачливый военный
организатор, глубоко и искренне уверовавший в свою провиденциальную миссию -
объединить Месопотамию. В 1764 он, в союзе с Мари, поднял мятеж против эламской
гегемонии и начал войну со всеми остальными государствами Месопотамии, их общим
покровителем - Эламом и вассалами последнего в горах Загроса. При этом он
открыто провозгласил восстановление общемесопотамской державы "Шумера и
Аккада", некогда уничтоженной кочевниками. Около 1755 война завершилась
полным триумфом Хаммурапи, объединившего всю Месопотамию (где он по ходу дела
подчинил, а затем и уничтожил союзное Мари) и даже западный Элам с общеэламской
столицей Сузами5.
"Законы"
были в окончательной редакции изданы только после этой победы, как своего рода
итог всей государственной деятельности Хаммурапи. Этот царь ставил себе в
заслугу прежде всего водворение справедливого порядка в созданной им империи6,
а саму свою победу (в самом деле небывалую) рассматривал как явный божественный
мандат на устроение такого порядка7.
"Законы"
принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще
древневосточному праву, на долгое время послужили основой вавилонского права8 и
тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны
социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э. Следует учесть, что
Хаммурапи, существенно усилив роль государства в общественной и хозяйственной
жизни страны9 (впоследствии частично утраченную), не изменил основ этой жизни,
как они сложились в начале тысячелетия и сохранялись вплоть до его конца, а
частично и позже.
Язык "Законов"
- классический вавилонский диалект аккадского. Введение и заключение составлены
в ритмической форме. Для удобства читателя большинство добавлений, с
уверенностью восстанавливаемых по смыслу, прямо включено в текст. Перевод
Якобсона В.А. (Хрестоматия по истории древнего Востока. 1. М.1980. С.152-177) в
частичной обработке Немировского А.А. Комментарий Немировского А.А.
ЛИТЕРАТУРА:
Волков И.М. Законы вавилонского царя Хаммураби. М., 1914; Дьяконов И.М. Законы
Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства // Вестник древней истории. 3. 1952. С.225-303; История древнего Востока. 1/1. М., 1983; Klengel H. Hammurapi von Babylon und seine Zeit. B., 1978;
Driver G., Miles J.C. The Babylonian laws. 1-2. Oxford, 1955-1956.
Когда высокий
Анум10, царь ануннаков11, и Эллиль12, владыка небес и земли, определяющий
судьбу страны, определили Мардуку13, первейшему сыну Эа14, владычество15 над
всеми людьми, возвеличили его среди игигов16, Вавилон назвали его высоким
именем17, сделали его могучим среди частей света и утвердили в нем вечную
царственность, основание которой прочно, как небеса и земля - тогда меня,
Хаммурапи, заботливого государя, богобоязненного, чтобы дать сиять
справедливости в стране, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не
притеснял слабого, чтобы подобно Шамашу18 восходить над черноголовыми19 и
озарять страну, - Анум и Эллиль призвали меня для благоденствия населения20.
Я - Хаммурапи,
пастырь, названный Эллилем, скопивший богатство и изобилие, сделавший все для
Ниппура21, связи небес и земли, заботливый попечитель Экура22, могучий царь,
восстановивший Эриду23 на своем месте, очистивший ритуалы Эабзу24.
Сокрушитель
четырех стран света, возвеличивший имя Вавилона, удовлетворивший сердце
Мардука, своего владыки, который дни свои служил Эсагиле25; семя царственности,
которое создал Син26, обогативший город Ур, смиренный богомолец, принесший
изобилие в Экишнугаль27. Скачайте и читайте дальше!
|