Пятница
22.09.2017
11:10
Категории раздела
Методическая литература [11]
Здесь много полезной информации
История [23]
здесь собираются исторические источники.
Великая Отечественная... [9]
Дидактические материалы [7]
Самообразование [6]
Что можно почитать учителю для повышения квалификации
Очень хорошие книги [8]
презентации [5]
Контркультура [4]
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 215
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ИсЧО! История.Человек. Общество.
Главная » Файлы » Методическая литература

Анатолий Гармаев. Нравственная психология и педагогика
[ Скачать с сервера (938.5Kb) ] 25.01.2013, 23:51
Эта  книга была  составлена  по материалам  лекций и  бесед  священника
Анатолия  Гармаева,  замечательного педагога и психолога. В  доперестроечные
годы  возглавляемая   им  Семейно-педагогическая  лаборатория,  его  лекции,
занятия,   семинары   для  многих   стали  тропинкой  из  мира  повседневной
обыденности к запретному Золотому Городу православной духовности.
     В  те времена нельзя было говорить  о Боге,  спасении,  причинах  нашей
конфликтности  и  нашей мелкости  открыто.  Но  вокруг  были  люди:  ищущие,
думающие, проблемные. Были семьи,  в которых постоянно что-то разбивалось  и
не  склеивалось. Было  знание  о том,  как  с этими человеческими проблемами
справлялись люди, живя под Благодатным Покровом на протяжении многих лет.
     Необходим был язык, который, не искажая сути  произносимого, отражал бы
реалии утраченных традиций, будучи при этом  удобоприемлемым  в социальном и
временном контексте. Таким языком стал язык психологии и педагогики. И перед
этими словами было обозначено "Нравственная".
     Новая "инонаучная"  дисциплина протянулась  живописным  мостиком  между
холодно-скалистым берегом светской  психологии и милующе-изумрудной  пологой
землей православной аскетики. Шумящий внизу водопад с одного берега называли
"потребности",  с  другого  --  "страсти". На  середине  мостика  был найден
терминологический компромисс. Водопад был назван "Эго-влечениями".
     Психоаналитическая,          роджерианская,         гешталът-психология
антропоцентричны. Предполагается, что в центре -- человек, с его благом, его
уникальным  миром,  его человеческими  ценностями.  Нравственная  Психология
Христоцентрична.  Для  нее "обретение себя" --  лишь  промежуточный  этап  в
движении к Богу и людям. И поэтому "Самость" ("Selfism") -- ключевое понятие
гуманистической психологии,  конечный пункт  ее  стремлений и  исканий --  в
Нравственной Психологии названа болезнью.
     Традиционная  психология  не  охватывает  глубинных  слоев   "структуры
человеческого Я".  Нравственная Психология, раскрывая нравственное  значение
внешних  слоев,  освещает сущностное значение  Душевных Сил,  Совести и лишь
слегка касается Духовного, которое оставляется на попечение Церкви.
     Оценка значения  идей отца Анатолия  и предлагаемого  им инструментария
внутренней работы-- дело  будущего.  Нам же  остается  читать,  недоумевать,
спорить,  радоваться  сделанным в процессе изучения маленьким открытиям и...
соглашаться.
     Семидесятилетний разрыв  преемственности  православной жизни  привел  к
явлению, о котором пришла  пора  говорить  во весь  голос.  Не  став людьми:
любящими,  заботящимися, добрыми,  искренними,  открытыми, доверительными  и
ответственными, многие из нас на начальных  этапах  воцерковления  возомнили
себя  не просто церковными, не просто  православными,  - носителями истины в
последней инстанции.
     Плоды  нашей "молитвенности" -- наши домашние стали  врагами нам. Плоды
нашего "воздержания" -- развалившиеся  семьи, более-менее  благополучные  до
воцерковления  одного  из  супругов...  Плоды нашего  "благочестия"  -- наши
ближние,  перестав быть  нейтральными  по отношению  к  вере, превратились в
откровенных хулителей Церкви, "свихнувшей" их жену (мужа), мать (отца), дочь
(сына). А, может быть, все же виноваты не "они", а мы?
     --Да нет, вроде бы на нас сбываются Писания...
     --А  если честно... еще честнее посмотреть на вещи? Вот, к примеру,  ты
стала верующей, а твой муж запил?
     --А я за него читаю акафист "Неупиваемая Чаша".
     -- "За него" или "против него" ? При этом любишь ли  ты его ? В чем это
конкретно проявляется ?
     --Как же мне его, такого пьяницу, любить-то?.. В Церковь идти не хочет,
невенчаный... Вот такой диалог.</i>
     <i>Не раскрывшись  в  супружестве,  в  подлинном отцовстве-материнстве, не
научившись  быть благодарными детьми, открытыми, любящими, верными друзьями,
мы ищем духовного, а духовное не дается нам.
     Используя  наработанные   в  течение  нашей  мирской   жизни  механизмы
достижения поставленных целей, мы достигаем кое-чего в жизни церковной: одни
--  священного  сана,  другие  --  рабочего  места  в сферах околоцерковного
бизнеса,  третьи  --  привилегированного положения  в ближайшем кругу  особо
чтимых  народом духовников.  Но  при  этом не  решается главный вопрос: ради
чего? Привычные шаблоны  и стереотипы, желание "стать", восприятие церковной
жизни как поприща для САМОсовершенствования не дают увидеть главного: где же
во  всем  этом место Христу,  подвигу,  заповеданной  Им  жертвенной любви к
ближнему, прежде  всего  САМОМУ БЛИЖНЕМУ:  моему супругу, моим  детям,  моим
родителям? А если кажется, что все же есть любовь, хватит ли мужества честно
ответить на вопрос: любовь ли это ?</i>
     -- <i>При чем здесь  "психология" -- мирская наука,  нужно  все по  святым
отцам...
     --  Психология  -- наука о душе,  ведь  прежде  -- душевное, а потом --
духовное. Так говорит Священное Писание. Лучшими и  глубочайшими психологами
были святые  старцы. Они прозревали и душевный, и духовный план  человека. В
душевном все ли у  тебя благополучно? Пастырский опыт подсказывает: человек,
который,  не  раскрывшись в душевных качествах своих,  начал строить  здание
духовных добродетелей, точно следуя святоотеческим  предписаниям, воздвигает
такую  стену  гордыни и эгоизма,  которую невозможно потом взорвать  никому.
Ведь  все поставлено на  цементе совершенно  правильных  формул:  изречениях
святых отцов, советах и благословениях любимых духовников. При этом гордость
всех  окружающих  (пресловутых  "ближних")  будет  отслеживаться  и  тут  же
обличаться. Любой же, покусившийся говорить о гордости обличителя, будет тут
же остановлен и осажен. Кто-то сказал однажды: "Аскетика без любви похожа на
замок Снежной Королевы"...
     -- Вы имеете в виду духовную любовь...
     -- Нет, прежде  всего -- душевную, человеческую,  которая переживает за
другого,  жалеет его, согревает, когда  ему  холодно  и не лезет  со  своими
советами,  когда   не   просят...  Мне   иногда  кажется,  что   за  внешней
церковностью,  за   церковной  терминологией   ("простите",  "благословите",
"искушение"), за церковной проблематикой (борьба с экуменизмом,  модернизмом
и  прочим  масонством),  за  постоянным  механическим  перечислением  восьми
основных  грехов и их  производных люди просто  хотят спрятаться от движения
вглубь, от встречи с самим собой настоящим...
     -- Что вы такое говорите? Ведь есть же какие-то вещи...
     -- ...а ведь путь к Богу, по словам  Исаака Сирина, лежит через путь  к
самому себе.
     --Но  ведь  Святитель  Игнатий  Брянчанинов говорит,  что без Бога  все
человеческие "добрые дела" - ничто, а вы нам тут предлагаете...
     --Прежде чем  говорить о  них, давайте хоть до этого  уровня дотянемся.
Давайте учиться открытости, искренности, умению доверять, наконец.
     -- Да ну Вас с Вашей психологией...
     --Давайте,  не  закрываясь правилами и цитатами, посмотрим  на всю нашу
жизнь глазами нравственного  человека, исследуем те глубинные  уровни нашего
душевного устроения, ту почву наших человеческих сердец, на которую так и не
привилась   ветвь   Христова  нрава.  Ведь  само   понятие  "нравственность"
происходит от слова "нрав".
     Слишком  часто  мы сами  не  даем  своим ближним прийти ко Христу. Один
духовник сказал по этому поводу:
     "Иногда люди  забираются  на такие духовные  высоты, с которых не видно
живых людей". Бог являет Себя нам в человеке,  созданном по образу Божию.  И
неверующий  человек (наш  самый  ближний!)  сохраняет этот образ. И нет  нам
никакой пользы, если мы, воцерковляясь, так и не засветились любовью.
     Вы  никогда  не  задумывались,  почему  мы,  считая  себя  "в  принципе
неплохими людьми",  на  самом деле такие  без-Совестные?  Почему  на  многие
необходимейшие дела у нас не хватает Душевных Сил? И чем закончится нынешний
конфликт поколений?  Почему сегодня разваливаются семьи? Почему православные
семьи разрушаются с ускорением? Если по отношению к слову "психология" у Вас
уже нет предубеждений -- эта книга для Вас.
     "Обрести  себя" -- не  сборник  духовных  советов, это  скорее  рабочий
дневник, который интереснее читать  с карандашом  в руке, а еще интереснее--
перечитывать. Многое,  очень  многое (особенно  то, с  чем  так  хочется  не
согласиться) будет поводом для  глубокой  и серьезной исповеди.  Продолжение
этой книги будет называться "Психопатический Круг в семье".
     Если Вы,  купив книгу, с нетерпением листаете ее в трамвае, троллейбусе
или  автобусе  по  пути  домой  или  на  работу,  закройте  ее  на  минутку,
прокомпостируйте талончик и поупражняйтесь в  терпении. В транспорте  читать
вредно, тем более, если Вы сидите, а рядом стоит  пожилой человек  (женщина,
кто у годно...).
     Бог в помощь!</i>

Категория: Методическая литература | Добавил: Gvadelorca
Просмотров: 372 | Загрузок: 48 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]