Предисловие 5 Введение. Культура и музей в духовной жизни общества на пороге XXI века . 7 Глава 1. Исторический аспект становления музея и развития его образовательной деятельности : 11 § 1. Предпосылки формирования образовательной деятельности музея.. . 11 §2. Соединенные Штаты Америки. Философские аспекты развития музей- но-образовательной деятельности 18 §3. Германия. Рождение музейной педагогики 24 §4. Россия. Формирование музейно-образовательной традиции 30 Глава 2. Типология музеев по образовательной деятельности 40 § 1. Теоретические аспекты образовательной деятельности музея 40 §2. Профессиональные музеи 47 §3. Педагогические и школьные музеи 50 §4. Детские музеи 53 Глава 3. Музей в пространстве культуры и педагогического поиска 63 § 1. Международный совет музеев (ICOM) и его влияние на осмысление и развитие образовательной деятельности музея 63 §2. Гуманистическая педагогика и теория музейной коммуникации в кон¬ тексте осмысления образовательной деятельности музея 65 §3. «Музейный бум» в контексте утверждения педагогических основ в об¬ разовательной деятельности отечественных музеев 71 §4. «Музейный бум» и специфика образовательной деятельности в зару¬ бежных музеях в 1960—80-е годы 75 Глава 4. Теоретические аспекты музейной педагогики 84 § 1. Соединение практики и научного поиска в образовательной деятельно¬ сти отечественного и зарубежного музеев 84 §2. Музей и школа: анализ специфики двух социокультурных институций 93 §3. Музееведческий контекст музейной педагогики 95 §4. Педагогические термины в пространстве музея 99 §5. Понятия и категории музейной педагогики 104 Глава 5. Педагогика художественного музея как специфическая область педагогического знания и направление музейной педагогики .... 110 § 1. Основные направления образовательной деятельности художественно¬ го музея 1 10 §2. Содержание понятия «педагогика художественного музея» 114 3
§3. Визуальное мышление и художественное восприятие произведения изобразительного искусства 116 §4. Специфика восприятия подлинника в художественном музее 120 Глава 6. Методические аспекты работы на музейной экспозиции 127 §1. Типы музейных экскурсий 127 §2. Виды анализа произведения изобразительного искусства в музейной среде 135 §3. Методические принципы подготовки и проведения ознакомительной экскурсии в условиях музейной экспозиции 137 §4. Методические принципы подготовки и проведения образовательной экурсии в условиях музейной экспозиции 140 §5. Методические принципы подготовки и проведения развивающей экс¬ курсии в условиях музейной экспозиции 145 Глава 7. Психолого-педагогическая специфика работы на музейной экспозиции с разновозрастной аудиторией 149 §1. Дошкольники в музее 149 §2. Дети младшего школьного возраста в музее 152 §3. Дети среднего школьного возраста в музее 154 §4. Студенты в музее 156 Глава 8. От практики и анализа — к моделированию системы взаимодействия музея и школы 158 § 1. Специфика сотрудничества музея и школы в условиях их взаимодейст¬ вия 158 §2. Музейно-педагогические программы — научно-методическая основа продуктивного взаимодействия музея и системы образования 163 §3. Музейно-педагогическая программа «Предметный мир культуры» . . 164 §4. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» как основа модели взаимодействия художественного музея с системой образова¬ ния 166 §5. Программа «Здравствуй, музей!» в контексте инновационной практики и методики образовательной деятельности художественного музея . . 171 Глава 9. Учитель в музее 177 §1. Учитель как «потенциальный союзник» в организации музейно-педа- гогического процесса 177 §2. Учитель и музей: опыт сотрудничества в Германии и США 179 §3. Учитель и музей: опыт отечественного взаимодействия 184 §4. Профессиональная подготовка музейного педагога в системе высшего образования 187 §5. Подготовка музейного педагога в педагогическом вузе 190 Заключение . 194 Список литературы 198 Словарь основных терминов 204